О КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБЛЕНИЕ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Аннотация
Рассматривается категория «потребление» в экономической и социальной географии. Высказывается мнение, что основанием для отнесения проблем потребления к сфере социально-экономической географии является территориальная системность. Среди территориальных систем потребления относительно проще идентифицируются системы потребления продовольствия. В целом территориальные системы потребления в РФ характеризуются колоссальной спецификой. При этом специфика не ограничивается продовольственным сегментом экономики, а распространяется на другие базовые потребности - социальные, духовные и др. Особый интерес к географическим аспектам потребления применительно к России определяется как федеративным статусом последней, так и обилием субъектов Федерации, существенно различающихся между собой природными, историческими, экономическими, социальными, культурными и другими условиями развития. Особенно актуальны физическая и экономическая доступность продовольствия, уровень потребления, качество и структура рациона питания для населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. M.: Культурная Революция; Республика, 2006. 269 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., т. 20. M., 1975. С. 437-440.
3. Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. M.: На Воробьевых, 1997. 208 с.
4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. Пер. с англ., вступит. статья С.Т. Сорокиной; общ. ред. В.В. Мотылева. M.: Прогресс, 1984. 368 с.
5. Гантер Б., Ферикан А. Типы потреблений: введение в психографики. СПб.: Питер, 2001. 300 с.
6. Гидденс Э. Социология. M.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
7. Гладкий Ю. Н. Гуманитарная география: научная экспликация. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 663 с.
8. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. Дж. Гэлбрейт. M.: Изд-во АСТ, 2004. 602 с.
9. Дэвид У. Блэкуэлл, Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителя. СПб.: Питер, 2007. 944 с.
10. Зиммель Г. Mода // Г. Зиммель. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. M.: Юристъ, 1996. С. 266-291.
11. Иванов Д. В. Глэм-капитализм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. 176 с.
12. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Mир России. 2005. Т. 14. С. 3-40.
13. Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.
14. Калашникова Т. М. Основные положения географии потребления // Вестн. МГУ. Сер. География. 1994. № 4. С. 23-29.
15. Калмуцкая Э. Л. География потребления. Черновцы: Чернов. ун-т, 1980. 95 с.
16. Катона Дж. Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
17. Ковалев С. А. Географическое изучение населения, его потребления и общественного обслуживания // Вопросы географии. Сб. 100. Перспективы географии. M.: Мысль, 1976. С. 156-166.
18. Ковалев С. А. География потребления и география обслуживания населения // Вестн. МГУ. Сер. География. 1966. С. 3-10.
19. Корнекова С. Ю., Кумерданк Е. С. Проблемные вопросы формирования потребительской корзины в России и Германии // Пути и опыт решения актуальных вопросов развития экономики и общества в России и Германии. Сб. докл. Mеждунар. науч.-прак. конф. СПб.: ГУАП, 2011. 244 с.
20. Корнекова С. Ю., Файбусович Э. Л. Районирование потребления продовольственных товаров в России // Изв. СПбГУЭФ, 2012. № 6. С. 58-64.
21. Корнекова С. Ю., Файбусович Э. Л. Сжатие или рассредоточение? Тенденции территориальной организации сельскохозяйственного производства в России // Труды XIV съезда РГО. СПб., 2010.
22. Максаковский В. П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. 4-е изд., испр. и доп. M.: ДРОФА, 2008. 496 с.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. II / К. Mаркс. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Первоначальный вариант Капитала. Часть вторая. M.: ИПЛ, 1969. С. 213-214.
24. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева / Под ред. M.С. Ковалевой. M.: Аспект-Пресс, 1998. 270 с.
25. Полякова Н. Л. XX век в социологических теориях общества. M.: Логос, 2004. 384 с.
26. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консюмеризм в сравнительной перспективе (I) // Политические исследования. 2009. № 1. С. 100-117.
27. Риккардо Д. Начала политэкономии и налогового обложения. M.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. 539 с.
28. Слонева Т. И. Продовольственный комплекс как объект экономико-географических исследований // Вопросы социально-экономической географии Верхневолжья. Калинин, 1983. С. 19-28.
29. Слонева Т. И. Формирование мясного комплекса Донбасса (на примере Ворошиловградской области). Автореф. ... канд. геогр. наук. M.: Изд-во МГУ, 1982. 20 с.
30. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. M.: Изд-во соц.-эконом. лит., 1962. 720 с.
31. Статт Д. Психология потребления. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
32. Фоксол Г., Голдсмит Р. Психология потребителя в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
33. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991. 340 с.
34. Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики. M.: АСТ, 2010. 352 с.
35. Dichter E. The Strategy of Desire. New York: Transaction Publishers, 1960. 314 p.
Рецензия
Для цитирования:
Корнекова С.Ю. О КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБЛЕНИЕ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ. Известия Русского географического общества. 2015;147(5):86-96.
For citation:
Kornekova S.Yu. On the category of «consumption» in the economic and social geography. Proceedings of the Russian Geographical Society. 2015;147(5):86-96. (In Russ.)