Preview

Известия Русского географического общества

Расширенный поиск

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПИЩЕВОГО РИТЕЙЛА В РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ

https://doi.org/10.31857/S0869607122040024

Аннотация

Цель настоящего исследования – выяснить, что изменилось под воздействием цифровой трансформации в “физической” пространственной структуре процесса розничной продажи/покупки в связи с появлением выбора между онлайн и офлайн “пространствами” или средами, а также, как интернет-торговля изменила “физические” пространственные принципы организации непищевого ритейла в российском городе на примере Санкт-Петербурга. Анализ принципов размещения новых объектов интернет-торговли проводился на основе сравнения различных моделей шопинга и формируемых ими пространственно-временных систем, включающих специфические объекты (склады-магазины, склады-распределители, пункты выдачи заказов и постаматы), особенности взаимодействия акторов ритейла и транспортнологистические потоки в городе. В географии новых типов ритейл-объектов описаны два противонаправленных тренда: к переносу торговой функции в неторговые помещения и переводу неторговой функции розницы в торговые помещения. Они формируют пространственную конкуренцию как с традиционным ритейлом, так и новую иерархическую – с офисно-складскими типами бизнеса. Тенденция стремления торговой инфраструктуры товаров длительного пользования в шаговую доступность означает развертывание нового типа конкуренции за локации – с продавцами товаров повседневного спроса. То, что в доставке логистика “последней мили” переходит от потребителя к продавцу/логисту означает принципиальную смену экономической географии потоков товаров. Она формирует вместо частных спонтанных пешеходных потоков новые регулируемые мелкотоннажные типы коммерческих грузовых перевозок “последней мили” с использованием как альтернативных видов транспорта (средств индивидуальной мобильности, СИМ), так и транспортных путей (тротуары, пешеходные проходы и т.п.). Все это требует выработки новой политики городского регулирования.

Об авторе

К. Э. Аксенов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Аксенов К., Брадэ И., Бондарчук Е. Трансформационное и пострансформационное городское пространство. Ленинград-Санкт-Петербург 1989–2002, Геликон-плюс, 2006.

2. Аксенов К.Э. Эволюция типов шопинга и пространственная организация розничной торговли в постсоветском метрополисе // Известия Русского Географического Общества. 2016. № 6. С. 39–56.

3. Аксенов К.Э. Трансформация городских пространственно-временных систем (на примере влияния ритейла на районы массовой жилой застройки в Санкт-Петербурге, 1989–2016 гг.) // Известия Русского Географического Общества, Т. 151. Вып. 1. 2019 С. 29–44.

4. Ассоциация компаний интернет-торговли: [сайт] URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data/.

5. Бояркова Г. “Магнит” приобрел столичные амбиции. Что значит поглощение “Дикси” для рынка и покупателей // Ежедневное Петербургское сетевое издание “Фонтанка.ру” 2021. URL: https://www.fontanka.ru/2021/05/18/69921287/ (дата обращения: 15.05.2022).

6. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М: Наука, 1991. С. 168.

7. Интернет-магазин Ozon: [сайт] URL: https://www.ozon.ru/geo/sankt-peterburg/ (дата обращения: 10.09.2021).

8. Компания Data Insight составила рейтинг крупнейших интернет-магазинов РФ по итогам 2021 года // Retail.ru: федер. интернет-портал. [2022]. URL: https://www.retail.ru/news/datainsight-top-100-krupneyshikh-rossiyskikh-internet-magazinov-4-maya-2022-216471/ (дата обращения: 11.05.2022).

9. Комсомольская Правда-С.-Петербург, 11.04.1997.

10. Кочиева А. К. Особенности развития онлайн-торговли в России / А.К. Кочиева, А.Н. Далакова // Экономика устойчивого развития. 2019. № 2(38). С. 54–57.

11. Логистика для электронной торговли 2021. Доклад // datainsight.ru [сайт] URL: https://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI_Logistics_for_ecom_2021.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

12. Михайлюк М.В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект / М.В. Михайлюк // Экономические науки. – 2019. № 172. С. 57–61.

13. Михайлюк М.В. Рынок логистики интернет-торговли в 2017–2018 гг.: развитие самовывоза и пространственное расширение географии доставки //Наука в современном обществе: закономерности и тенденции. 2019. С. 96.

14. Рынок Интернет-торговли в России в 2021 г. Доклад // akit.ru [сайт] URL: https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/03/AKIT-Analitika-2021-Rev.2.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

15. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга в январе–декабре 2014 года. Петростат, Санкт-Петербург, 2015.

16. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса : Аналитический доклад / Т.К. Оганесян, Е.М. Стырин, Г.И. Абдрахманова [и др.]. Москва: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 2017. С. 121.

17. Эксперт-Северо-Запад, 18, 14–20 мая 2007.

18. Adams P.C., Warp B. Introduction Cyberspace and Geographical Space // The Geographical Review. 1997. V. 87. № 2. P. 139–145.

19. Christensen C.M., Tedlow R.S. Patterns of Disruption in Retailing // Harvard Business Review. 2000. V. 78. № 1. P. 42–45.

20. Fan C., Liu Y., Yang X., Chen X., Hu J. Online and offline cooperation under buy-online, pick-upin-store: Pricing and inventory decisions //Journal of Industrial & Management Optimization. 2019. V. 15. № 3. P. 1455–1472.

21. Fekete E. Online retailing // In: Barney Warf (ed.) Geographies of the Internet. Routledge. 2020. P. 382.

22. Forman C., Ghose A., Goldfarb A. Competition between local and electronic markets: How the benefit of buying online depends on where you live // Management Science. 2009. V. 55. № 1. P. 47–57.

23. Horáková J. et al. Does the digitalization of retailing disrupt consumers’ attachment to retail places? // Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. V. 67. P. 102958.

24. Kellerman A. Geographic Interpretations of the Internet. Springer. 2016. 131 P.

25. Kent T., Omar O. Retailing. New York, Palgrave Macmillan. 2003. P. 310.

26. Nagy E. New consumption spaces and cross-border mobilities. // In: Derek Hall (ed): Tourism and Geopolitics. Issues and concepts form Eastern and Central Europe. CAB International. 2017. P. 142–158.

27. Ratchford B., Soysal G., Zentner A., Gauri D.K. Online and offline retailing: What we know and directions for future research // Journal of Retailing. 2022. V. 98. № 1. P. 152–177.

28. Ren F., Kwan M.-P. The impact of geographic context on e-shopping behavior. // Environment and Planning B: Planning and Design. 2009. V. 36. № 2. P. 262–278.

29. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Crown Business. 2017. P. 172.

30. Setiawan R. et al. References for Shopping Online Versus in Stores What Do Customers Prefer and How Do Offline Retailers Cope with It? // Productivity management. 2020. № 1. P. 874–898.

31. Shi M., Zhou J., Jiang Z. Consumer heterogeneity and online vs. offline retail spatial competition // Frontiers of Business Research in China. 2019. V. 13. № 1. P. 1–19.

32. Sikos T.T., Kozák T., Kovács A. New retail models in online and offline space // Deturope–The Central European Journal of Regional Development and Tourism. 2019. V. 11. № 3. P. 9–28.

33. Warf B. Global Geographies of the Internet. Springer. 2013. P. 170.

34. Winters A., Swoboda B. Pathways of Offline-Online and Online-Offline Channel Integration in Omni-channel Retailing. Proceedings of the European Marketing Academy. 2019. V. 48. P. 9578

35. Wrigley N., Lowe M. Reading Retail: A Geographical Perspective on Retailing and Consumption Spaces. Routledge. 2014. P. 296.


Рецензия

Для цитирования:


Аксенов К.Э. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПИЩЕВОГО РИТЕЙЛА В РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ. Известия Русского географического общества. 2022;154(4):22-38. https://doi.org/10.31857/S0869607122040024

For citation:


Axenov K.E. Digital Transformation and the New Geography of Non-food Retail in the Russian City. Proceedings of the Russian Geographical Society. 2022;154(4):22-38. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S0869607122040024

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-6071 (Print)