Рассмотрен тихоокеанский вектор пространственного развития России и США в течение XVII–XXI вв. Цель статьи – установление особенностей этого процесса с учетом развития геополитических отношений двух стран. Основные методы исследования: анализ исторических данных, межгосударственных договоров, высказываний политических деятелей. Установлено, что расширение территорий России и США в направлении к Тихому океану шло в значительной мере синхронно и вне взаимных территориальных претензий. Отмечается, что российско-американские геополитические отношения с момента их установления и затем в течение длительного времени имели дружественный характер, нередко приобретая вид военно-политического союзничества. Освещены причины их трансформации в соперничество и конфронтацию, в том числе в сфере акваториальных споров в Северной Пацифике и Арктике. Выделены этапы продвижения России и США к Тихому океану.
Исследовано развитие системы сельскохозяйственного землепользования за длительный период времени в пределах современных границ Иркутской области и влияние на это развитие социально-экономических факторов. Освоение земель сельским хозяйством рассмотрено на фоне аналогичных процессов в Сибири и России. Социально-экономические факторы, наряду с природными, влияли на формирование “рисунка” размещения угодий, их состав, интенсивность освоения земель, эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Определено, что важнейшее влияние на развитие сельскохозяйственного землепользования оказали переселенческие кампании, аграрные и земельные реформы, общехозяйственное освоение территории и, в целом, вся земельная политика государства, направленная на оптимизацию, упорядочивание земельных отношений, укрепление интереса к сельскохозяйственной обработке земли. На основе анализа сельскохозяйственного освоения земель выделены и охарактеризованы девять основных этапов с середины XVII в. по наши дни. Каждый этап имеет особенности масштабов и географии освоения, агрономических и технических приемов возделывания земель, уровня развития и применения научных знаний. Сделан основной вывод о том, что развитие сельского хозяйства и, в частности, земледелия играло важнейшую роль в освоении природных богатств, положительном изменении хозяйственного облика, укреплении экономического положения исследуемой территории и Сибири в целом.
В статье представлены новые результаты палеоэкологических исследований юго-восточной части Мещерской низменности. Реконструкция динамики растительности и пожаров в голоцене выполнена по данным радиоуглеродного датирования, спорово-пыльцевого анализа и анализа потерь при прокаливании торфяной залежи болота Капелька (Касимовский район Рязанской области). Полученные данные показали, что в период 9700–8000 кал. л. н. на территории господствовали березово-сосновые леса, по всей видимости, сохранившиеся в этой части Мещерской низменности с начала голоцена. Данный временной интервал отличался очень высокой частотой пожаров как природного, так и антропогенного происхождения. В период 8000– 4000 кал. л. н. растительность региона представляла собой сочетание широколиственных и сосновых лесов с подлеском из лещины, березово-сосновых лесов и пойменных лесов с участием ольхи. Этому периоду была свойственна пониженная частота пожаров. В интервал 4000–300 кал. л. н. широколиственные леса достигли наиболее полного развития, растительность региона была представлена хвойно-широколиственными лесами с участием ели. Несколько увеличилась площадь открытых пространств за счет возросшей частоты пожаров около 1200 кал. л. н. Около 300 кал. л. н. юго-восточная часть Мещеры приобрела современный облик – обширные площади заняли вторичные сосново-березовые леса и открытые пространства, занятые производной растительностью. Наиболее серьезную трансформацию природные комплексы Мещерской низменности испытали вследствие антропогенных воздействий в эпоху неолита (ок. 8500 кал. л. н.), в раннеславянское время (ок. 1200 кал. л. н.) и на современном этапе (последние 300 лет).
По результатам многолетних натурных измерений (2009–2019 гг.) исследована изменчивость концентраций хлорофилла “а” в водной толще небольшого оз. Вендюрского (Карелия) в период открытой воды. По данным измерений потоков солнечной радиации оценена глубина фотической зоны, а по измерениям температуры рассчитана устойчивость водной толщи озера (частота Брента–Вяйсяля). В соответствии с данными измерений флюорозондом показано, что, когда водная толща озера находится в состоянии гомотермии, концентрации хлорофилла “а” равномерно распределены по водному столбу, с некоторым повышением криптофитовых и сине-зеленых водорослей в пределах фотической зоны. При усилении термической стратификации и гравитационной устойчивости в водной толще озера (N ≥ 0.025 рад/с) возрастает “мозаичность” в распределениях всех видов водорослей, максимальные концентрации хлорофилла “а” приурочены к поверхностному перемешанному слою, ниже слоя скачка температуры они резко снижаются. В составе планктонного сообщества озера по концентрации хлорофилла “а” весной и летом преобладают зеленые (в мае 30– 50%, в июне 35–55%) и диатомовые водоросли (в мае 30–50%, в июне 17–47%). Осенью резко уменьшается доля зеленых до 5–20% и увеличивается доля диатомовых водорослей до 40–80%. В отдельные годы осенью наблюдается массовое развитие сине-зеленых (до 30–55%) и криптофитовых (до 40%) водорослей. Функционирование форелевого хозяйства на оз. Вендюрском в течение 12 лет не привело к значимым изменениям общей концентрации хлорофилла “а”. В исследованный период осенью (за исключением двух лет наблюдений) доля концентрации хлорофилла “а” диатомовых водорослей в процентном соотношении постепенно увеличивалась от 40–50 до 80%, доли зеленых, криптофитовых и сине-зеленых видов уменьшались.
Характеризуется сульфатный карст в гипсах кунгурского яруса пермской системы на Ишеевском участке в нижнем течении р. Селеук (правый приток р. Белой) в Южном Предуралье (Ишимбайский муниципальный район Республики Башкортостан). Установлены закономерности интенсивности распространения карстовых форм рельефа в зависимости от состава перекрывающих гипсы некарстующихся пород. Выявлено увеличение интенсивности распространения поверхностных карстопроявлений с увеличением возраста рельефа. На участке выявлена наивысшая в Южном Предуралье плотность коррозионно-эрозионных колодцев. Приведена характеристика и рассмотрен генезис Ишеевской карстовой системы, в которой можно наблюдать все стадии развития карстовых полостей. Общая протяженность системы – 1002 м, площадь пола 4.6 тыс. м2 , объем 9.6 тыс. м3 , глубина 26 м, амплитуда 31 м. Ишеевская система в прошлом представляла собой единую пещеру, которая в процессе спелеогенеза и обрушения сводов была разделена на восемь самостоятельных пещер. Показано, что по редким компонентам пещерной среды система заслуживает охранного статуса государственного заказника. На Ишеевском карстово-спелеологическом участке рекомендуется создание научного полигона по изучению активности развития сульфатного карста, проведению учебных и познавательных экскурсий.
Рассматривается эволюция взглядов на место туризма в экономическом и социальном развитии северных территорий Канады. Отмечается, что Север Канады в разные периоды истории определялся исходя из различных оснований; если первоначально доминировал подход с позиции единственного (физико-географического) фактора, то в дальнейшем возобладал подход, предложенный Л.-Э. Амленом и предполагающий комбинацию природных, социальных и культурных факторов. Другая отличительная черта современных представлений о южной границе Севера и границах внутри Севера Канады: они приобретают все более динамичный характер. Выделены и охарактеризованы основные этапы в развитии научных исследований канадского Севера. Зафиксирован постепенный переход от практически полного игнорирования исследователями туристической деятельности как фактора развития северной экономики к признанию туризма в качестве одного из драйверов экономического развития. Прослеживается коэволюция туризма и научных исследований на Севере Канады: туризм эволюционировал от “путешествия” в направлении туристической отрасли, а затем к туризму как социальному феномену, тогда как исследования туризма эволюционировали от изучения географии рекреационного потенциала к изучению индустрии туризма и, наконец, изучению туризма как социального феномена. Имеет место переход от исследования туризма в рамках отдельных субдисциплин (географии, экономики, социологии, культурологии, менеджмента) к проведению междисциплинарных исследований. Для современного этапа исследований туризма на Севере Канады характерна ориентация на запросы как местных сообществ, так и провинциальных и федеральных институтов в рамках системы стратегического community-based планирования туризма.