Обсуждается проблема выделения предмета географической науки, позволяющего отобразить фундаментальные свойства географических исследований: пространственность, системность, комплексность, конструктивность, междисциплинарность, уникальность, средообусловленность, средовая относительность, конкретность, сравнительность, внутреннее единство и сквозной характер изучения разнокачественных территориальных объектов как систем разного рода (полисистем, метагеосистем). Проблема решается в иерархии особым образом организованного знания по уровням представления и обобщения научной информации: инвариантные показатели, эмпирические и расчетные данные, понятийные знания, концептуальные модели, системные теории, метатеории и математика. Самостоятельно география может существовать только на метатеоретическом уровне наравне с философско-логическим и математическим анализом информации, основанном на процедурах расслоения на многообразиях связи характеристик земного пространства и пространства данных и знаний на непересекающиеся множества (слои) разного рода. Многообразия в качестве баз расслоения в обобщенном смысле рассматриваются как ландшафты географической среды, обычно скрытые от прямого наблюдения. География похожа на другие науки, но своими методами преимущественно изучает уникальные явления, что на метатеоретическом уровне выражается в познании конкретных объектов через учет своеобразия географической среды. Предлагаются математические теории, модели и методы реализации процедур разноуровневого расслоения географических знаний и их логической интерпретации.
Классическое понятие физической географии “геокомпонент” переосмысливается с позиций экзистенциальной топологии (одна из концепций современного постструктурализма). Геокомпонент может быть представлен не только дискурсивно – физическими, физико-химическими моделями, категориями, понятиями, но и чисто топологически с помощью определенных геометрических образов. Такое представление нетривиально и осуществляется с использованием особой линии, именуемой огивой. Она позволяет визуализировать геокомпонент как множественный тип. Гидрокомпонент визуализируется с помощью плавной кривой, атмокомпонент – чертой, литокомпонент – ломаной с тупыми и острыми углами, техногенные компоненты – прямым углом и окружностью, биота – графом, биосоциальный компонент – почерком, педокомпонент – составной огивой, слагающейся из горизонтального замкнутого контура и вертикального профиля. Совмещение в огиве почвы контура и профиля обеспечивается ее экзистенциальными свойствами – заботой (возделыванием) и даром (урожаем). Составной характер огивы “почва” предваряет физическое и метафизическое представление ландшафта.
Северные и арктические регионы преимущественно за счет крупных сырьевых корпораций создают около четверти ВВП России, при этом территория отличается неблагоприятными природно-географическими условиями. Долгие годы обсуждается вопрос о перспективах освоения и диверсификация экономики этих регионов за счет новых несырьевых бизнесов. Цель исследования – выявление особенностей и возможностей развития малых и средних предприятий (МСП) в северных и арктических регионах России с помощью картографических и эконометрических методов анализа. В статье показано, что издержки для малого бизнеса в Арктике и на Севере действительно выше, но не только из-за природных условий, но и из-за институциональных особенностей: “северные надбавки” и менее благоприятный деловой климат. Это ведет к усеченному развитию предпринимательских сетей, низкой плотности и недостаточному разнообразию малого бизнеса, слабому взаимодействию, его большей зависимости от крупных компаний и государства. Показано, что подобные предпринимательские экосистемы более уязвимы перед кризисами, а их восстановление, наоборот, задерживается. Тем не менее, на монополизированных местных рынках с высоким потребительским спросом производительность и рентабельность действующих (выживших) предприятий выше среднероссийской; особенно норма прибыли высока у крупных корпораций. В заключении описаны некоторые меры поддержки и перспективы развития северного предпринимательства.
В статье представлены результаты анализа климатических изменений в нагорьях центральной Шри-Ланки за длительный период наблюдения (1866–2019 гг.). Значения средних сезонных температур указывают на высокую степень однородности температурного режима тестируемой территории в течение года. Коэффициенты вариации, характеризующие временную неоднородность температуры атмосферного воздуха в течение периода наблюдения, зависят от высоты над уровнем моря и изменялись в пределах от 1.6–2.1% (477 м) до 3.1–5.6% (1880 м). Установлено, что средняя за сезон температура атмосферного воздуха на большей части исследуемой территории (670–1880 м над уровнем моря) достоверно возрастала со скоростью 0.007– 0.014°С/год, а на высоте 477 м (г. Канди) не имела существенных различий на протяжении всего периода наблюдений. Показано, что динамика среднего за сезон количества осадков характеризовалась гораздо более высокой степенью неоднородности: коэффициенты вариации данного показателя изменялись в пределах от 28 до 46%. Наиболее существенные изменения количества осадков на территории Центрального нагорья Шри-Ланки имели место в период юго-западного муссона (май–сентябрь). В период юго-западного сезона дождей на высоте 477 м (г. Канди) и 1880 м (г. Нувара Элия) количество осадков линейно снижалось со скоростью –2.2 ± 0.4 и –3.44 ± 0.54 мм/год соответственно. Достоверное снижение количества осадков было выявлено также в период северо-восточного муссона (декабрь–февраль) на высоте 670 м (Бадулла).
Исследовано влияние погодных условий на формирование термической структуры малого полимиктического озера умеренной зоны в период открытой воды на основе анализа данных ежедневных многолетних (2007–2020 гг.) натурных измерений. Показано, что в период весенне-летнего нагревания озера Вендюрское (Карелия) с мая по первую половину августа на температуру верхнего слоя воды (горизонт ~2 м) основное воздействие оказывает синоптическая изменчивость температуры воздуха. На средних глубинах (горизонт ~6 м) влияние синоптических колебаний температуры воздуха на температуру воды существенно уменьшается, при этом возрастает роль сезонных изменений в аккумуляции тепла. В придонном слое (горизонт ~11 м) флуктуации температуры воды, главным образом, определяются эпизодами полного перемешивания озерной водной массы при прохождении циклонов, то есть зависят от усиления ветров, приводящих к полному разрушению стратификации. В период охлаждения озера со второй половины августа до установления ледяного покрова (ноябрь–декабрь), на фоне снижения роли синоптической изменчивости возрастает влияние сезонной изменчивости температуры воздуха на температуру воды. Колебания температуры воздуха объясняют более 50% дисперсии данных температуры воды эпилимниона в период весенне-летнего нагревания и всех слоев водной толщи в период осенне-зимнего охлаждения. Разработана эмпирическая модель зависимости температуры воды от синоптических и сезонных изменений температуры воздуха в период открытой воды. В модели не учитывается теплообмен с донными отложениями, т.к. в период открытой водной поверхности он на 1–2 порядка меньше величины суммарного теплообмена с атмосферой.