Генеральную научную задачу исторической географии можно определить как изучение эволюции территориальных (а точнее, региональных) различий во взаимоотношениях человека с природной средой. В этом изучении на передний план выступает историко-географическое районирование. Формирование историко-географических регионов зависит от множества природных и общественных факторов, из которых на начальном этапе основную роль играют первые, и ландшафтная структура территории выступает как базис. В ходе истории возрастает роль человеческой деятельности и усиливается антропогенизация ландшафтов. В статье рассматриваются начальные этапы формирования историко-географических регионов, охватывающие эпоху Киевской Руси и феодальной раздробленности страны (IX-XV вв.). Районирование проведено на уровне мезорегионов, называемых историко-географическими краями. Основные и наиболее устойчивые из них - Северо-Западный и Среднерусский (или Волго-Окский) - расположены главным образом в пределах подтаежной ландшафтной зоны. На Русском Севере к концу XV в. также намечаются внутренние региональные различия, но к концу XV в. историко-географические края еще окончательно не оформились.
Раскрывается история развития долины р. Вычегды в верхнем и среднем течении в позднеледниковье и голоцене. Основными методами исследования были палеорусловой анализ и радиоуглеродное датирование. Палеорусловой анализ заключается в восстановлении положений русла р. Вычегды по рисунку пойменных грив и стариц на разных участках поймы - пойменных генерациях, а датируются эти участки с помощью радиоуглеродного анализа. На протяжении поймы верхней и средней Вычегды длиной 240 км выделено шесть разновозрастных пойменных генераций. По рисунку грив и стариц на каждой из них были восстановлены положения русла р. Вычегды во время их формирования. Выяснилось, что на протяжении позднеледниковья и голоцена происходили колебательные изменения условий формирования русла и поймы - количества осадков и водности реки в половодья. Детально эти колебания прослеживаются начиная с раннеатлантического времени, когда формировалась пойма нынешней 6-й генерации. В это время водность реки во время половодий и коэффициент стока были больше современного - в русле формировались крупные пологие излучины. Во время атлантического оптимума коэффициент стока раз и навсегда снизился из-за таяния многолетней мерзлоты; одновременно снизилось и количество осадков, в русле на уровне 5-й пойменной генерации стали формироваться крутые излучины с небольшим шагом. Следующее увеличение водности реки во время половодий произошло в середине суббореального периода: тогда излучины Вычегды вновь стали более пологими, с большим шагом и радиусом. В сухое позднесуббореальное время водность р. Вычегды вновь снизилась - излучины стали круче и меньше. В раннесубатлантическом времени на ряде участков реки произошли кардинальные перестройки русла: спрямление многих излучин, разработка новых проток. Это связывается с очередным увеличением водности реки. В настоящее время параметры ее русла соответствуют условиям среднего субатлантического периода. Колебания стока с меньшей периодичностью в рельефе поймы не проявляются.
Рассматривается категория «потребление» в экономической и социальной географии. Высказывается мнение, что основанием для отнесения проблем потребления к сфере социально-экономической географии является территориальная системность. Среди территориальных систем потребления относительно проще идентифицируются системы потребления продовольствия. В целом территориальные системы потребления в РФ характеризуются колоссальной спецификой. При этом специфика не ограничивается продовольственным сегментом экономики, а распространяется на другие базовые потребности - социальные, духовные и др. Особый интерес к географическим аспектам потребления применительно к России определяется как федеративным статусом последней, так и обилием субъектов Федерации, существенно различающихся между собой природными, историческими, экономическими, социальными, культурными и другими условиями развития. Особенно актуальны физическая и экономическая доступность продовольствия, уровень потребления, качество и структура рациона питания для населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям.