Дается обзор 5-летнего этапа муниципального стратегирования в России с 2010 по 2014 г., сделанный на основе экспертного анализа документов стратегического планирования по методике формализованного описания содержания муниципальных стратегий. Приводятся обобщенные результаты анализа 40 стратегических документов. Выявлено, что стратегии данного периода отличаются значительным разнообразием по форме и подходам к планированию. Сравнение со стратегиями периода 2007-2009 гг. показало, что постепенно содержание стратегических документов трансформировалось в направлении усиления свойств, которые признаны атрибутами «хорошей» стратегии в рамках консенсуса экспертного сообщества: повысилась амбициозность стратегий, приоритеты в экономическом блоке сместились в сторону селективной экономической политики, значительно увеличилась доля стратегий с исключительным вниманием к вопросам реализации. Особое внимание в статье уделено анализу главных целей и миссий, зафиксированных в стратегических документах, выявлены варианты сочетаемости использования главных целей и миссий (в 20 стратегиях формулируется и главная цель, и миссия, в 9 случаях имеется несколько равнозначных целей и миссия). Проведена группировка формулировок главных целей и миссий по основному содержанию.
Рассматривается влияние катастрофического наводнения 2013 г. на русло, русловые процессы и перераспределение стока воды между рукавами в среднем и нижнем течениях р. Амур. На основе анализа морфологии и гидрологического режима основных рукавов реки выявлены проблемные участки Амура с наиболее активными русловыми переформированиями. Установлено, что в период 2013-2014 гг. на р. Амур отмечалась высокая активность русловых процессов, обусловленная влиянием паводка 2013 г. Оценена интенсивность современных эрозионно-аккумулятивных процессов на отдельных участках разветвленного русла. Выявлена приуроченность зон повышенной аккумуляции к истокам второстепенных рукавов и участкам впадения крупных притоков. Впервые выполнены измерения расходов воды в протоках на пограничных участках р. Амур с целью выявления тенденций в их развитии. Особое внимание уделено оценке влияния наводнения на перераспределение стока воды между рукавами на участках разветвлений, создающих риск нежелательного изменения русловых процессов. Подобные работы имеют особую актуальность в среднем течении р. Амур в пределах ЕАО, где по фарватеру р. Амур проходит линия государственной границы с КНР.
Восстановление исторических культурных ландшафтов, получающее все большее распространение в развитых странах, вызвало к жизни две неальтернативные практики: специальный комплекс мер по реконструкции и уходу за ландшафтом («планы управления территориями») и оценку допустимости воздействия на визуальные свойства ландшафтов (так называемый «визуальный ОВОС»). Разработка планов управления территориями связана с формированием представления о целевом состоянии, при котором ландшафт, сохраняя функциональность, включает характерные признаки «референтного» исторического образца. Поиск таких признаков осуществляется с использованием геоинформационных систем и старых картографических источников в ходе реконструкции истории ландшафта. Реализация визуального ОВОСа требует предварительного моделирования структуры визуального пространства относительно находящихся в нем наблюдателей, фотофиксации, выявления роли отдельных компонентов в формировании ландшафтных сцен, а также определения визуальных деформаций, изменяющих в неблагоприятную сторону эстетические свойства ландшафта. Нежелательные изменения эстетических свойств могут возникать как в результате новых антропогенных воздействий, так и в результате естественной динамики ландшафта, в том числе его «одичания», проявляющегося в зарастании бывших полей и сенокосов. Построение трехмерной компьютерной модели культурного ландшафта в сочетании с пошаговой параметризацией различных аспектов предполагаемых изменений позволяет объективировать всю процедуру оценки допустимости воздействия на эстетические свойства и использовать ее для решения конфликтных вопросов развития на территориях высокой историко-культурной и природной ценности. Рассмотрен опыт подобного исследования, проведенного для государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».