Актуальность проведенного исследования определяется возрастанием пространственной дифференциации социально-экономического развития на разных иерархических уровнях. Поляризация – это объективной процесс, присущий современной пространственной организации общества. Этой проблематике посвящено большое число публикаций, разных по содержанию и территориальному охвату. В статье характеризуются современные особенности исследования поляризации. Обзор публикаций позволяет отметить следующие общие черты: мультимасштабность, степень развитости (освоенности) территории, доминирование региональных центров, выделение “ловушки” отсталости, влияние глобализации, новые тенденции социальнoй поляризации, выделение циклов поляризации, факторы поляризации и ряд других. Особое внимание уделено методологии исследования поляризации, которая трактуется как движение от традиционных подходов к инновационным. Отмечается использование объективно-субъективного подхода при сохранении востребованности пространственно-временного. Понимание поляризации как многомерного процесса способствовало обогащению методологии за счет внесения положений новой социально-экономической географии, эндогенных теорий роста, социологии, глобалистики и так далее. Это происходит вследствие воздействия поляризации на сопряженные с ней процессы периферизации, фрагментации и маргинализации. В методологическом отношении важно рассмотрение вопроса о соотношении политики концентрации экономической деятельности в немногих крупных агломерациях и политики выравнивания. Определены 10 направлений поляризационных исследований. Разнообразие поляризационных исследований показывает сохранение и даже увеличение пространственный неравномерности.
Анализ трансформации систем расселения возможен на разных иерархических уровнях. Псковская область, будучи примером периферийного депрессивного региона с тяжелой демографической обстановкой в сельской местности, исследована на районном и волостном уровне достаточно хорошо. Данная статья посвящена исследованию пространственной динамики населения региона на самом низовом уровне – в разрезе сельских населенных пунктов, что не было сделано до сих пор. Обобщены данные трех переписей населения (1989, 2002 и 2010 гг.) по всем сельским населенным пунктам региона, выявлены основные пространственные закономерности демографических процессов на этом уровне. Установлены ареалы отрицательной и положительной динамики численности населения и выявлены факторы, способствовавшие этому, а также уточнены границы зон внутренней и внешней периферии региона.
Изучены отложения умеренного извержения вулкана Шивелуч (Камчатка) 29 августа 2019 г. и их воздействие на растительность. По спутниковым данным выявлена динамика выброса тефры и развития пеплового облака. Пепловое облако, двигаясь на запад до Срединного хребта, достигло длины 150 км и покрыло тефрой территорию около 4000 км2. Объем тефры, выпавшей на этой территории, можно оценить величиной 10–20 млн м3. Через 12–18 ч после пеплопада проведены краткие полевые наблюдения за его последствиями в долине р. Байдарной (юго-западный сектор вулкана), где отложилось 10–13 мм тонкого пепла. Тефра полностью покрыла кроны деревьев и кустарников; нагрузка на крону зрелого дерева березы каменной (Betula ermanii) составила сотни килограммов, ветви под тяжестью пепла прогнулись. Нагрузка на субстрат на открытых пространствах составила около 10 кг/м2; травостой в таких местах полег. Приведены данные химического и гранулометрического состава пеплов. Дана оценка эффекта извержения для экосистем района вулкана Шивелуч в ряду других его извержений последних десятилетий.
Согласно Концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Мурманской области до 2018 г. и на перспективу до 2038 г., запланировано создание регионального памятника природы “Болота у озера Алла-Аккаярви”. Основанием для его создания является обнаружение на гнездовье охраняемого в России кулика грязовика (Limicola falcinellus). Иная информация о природных комплексах планируемой ООПТ (кроме лесоустроительной), их состоянии, антропогенном воздействии до недавнего времени отсутствовала, в связи с чем проведены полевые исследования территории в 2016 г. Выявлена высокая природоохранная значимость территории, которая расположена у северной границы самого северного в Мурманской области массива нефрагментированной тайги, сложенного старовозрастными лесами. Почти весь растительный покров находится в состоянии, близком к естественному. Выявлено восемь охраняемых в области видов, в том числе растения Buxbaumia aphylla, Carex laxa, Crossocalyx hellerianus, Kurzia pauciflora, Psilopilum laevigatum и Scapania kaurinii и дереворазрушающие грибы Flaviporus cf. сitrinellus и Leptoporus mollis. Современный антропогенный пресс на территорию минимален, ограничен экстенсивной рекреацией, не противоречащей задачам планируемого памятника природы. Между тем существуют угрозы со стороны отвалов Аллареченского месторождения сульфидных медно-никелевых руд, расположенного на прилегающей территории. Результаты исследований свидетельствуют о целесообразности учреждения памятника природы регионального значения “Болота у озера Алла-Аккаярви”.
В современной научной и учебной литературе утверждение, что в античное время р. Днепр называли Борисфеном, никогда не подвергалось сомнению. Тот факт, что Геродот при описании “Скифского квадрата” в V в. до н. э. указывал на расположение полиса Ольвия (ныне с. Парутино, Очаковского района Николаевской области) в устье р. Борисфен (ныне – на берегу р. Южный Буг) либо игнорируется, либо объясняется “ошибками” Геродота – автора “Истории”, книги IV “Мельпомена”. На основе историко-географического анализа эволюции морских устьев рек северозападной части бассейна Черного моря обосновывается гипотеза о том, что рекой Борисфен названа р. Южный Буг на всем протяжении, известном греческим колонистам северного Причерноморья. Река Гипанис идентифицируется с рр. Березань– Чичиклея, р. Пантикапа – с р. Ингул, р. Гипакирис – с р. Ингулец, нижнее течение р. Днепр – с р. Герр. Предлагаемая идентификация древних устьев рек, в отличие от предыдущих исследований, не противоречит геологическим, гидрологическим, археологическим и историческим данным.